Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

22.08.201816:04

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

«Позвольте вам представить Аарона Львовича Билиса. Билис русский, родом из Одессы. Только раннее детство его прошло в России, годы учения — Аргентина. В Париже — два года», — так представлял художника русскому Парижу Алексей Ремизов на страницах газеты «Последние новости» (12 июля 1931 г.).

Пожалуй, самая известная у нас работа Аарона Билиса — это портрет Марины Цветаевой, впервые опубликованный в томе ее «Избранных произведений» в «Библиотеке поэта» в 1965 г.

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Аарон Билис. Портрет Марины Цветаевой. 1931 г.

Билис был признанным мастером портрета, рисовал он исключительно быстро, что позволило ему создать огромную портретную галерею — писателей, ученых, политиков, военных, деятелей искусства — в общей сложности более 2000 работ.

С портретами Билиса можно познакомиться на французском сайте, посвященном его творчеству: http://www.andre-aaron-bilis.com/oeuvres/fusains/

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

 Аарон Билис. Автопортрет. 1928 г.

Родился Аарон Львович Билис в 1893 г. в еврейской семье в Одессе. После окончания Одесского художественного училища, в возрасте 16 лет, отправился продолжать учебу в Париж. Когда в 1914 г. началась Первая мировая война, он изъявил желание вступить добровольцем во французскую армию, но не прошел медицинскую комиссию. В 1915 г. перебрался в Аргентину и принял аргентинское подданство, которое сохранял до конца жизни. Живя преимущественно в Буэнос-Айресе, работал как театральный и газетный художник.

В 1928 году Билис вернулся в Париж и сблизился с кругами русской эмиграции. К этому периоду относится его серия портретов видных эмигрантских деятелей, выполненная угольным карандашом.

По воспоминаниям внучки художника Надин Будускье-Билис, дед рисовал портреты за один сеанс, в течение 2-3 часов, затем делал с них репродукции и приносил своим моделям с просьбой надписать. Поэтому почти на всех портретах имеются автографы портретируемых.

30 мая 1931 года Цветаева выступала с публичным чтением своей прозы «История одного посвящения», в которой излагалась история написания посвященных ей стихов О. Мандельштама «Не веря воскресенья чуду…». Стихи эти заканчиваются следующими словами:

Нам остается только имя:
Чудесный звук, на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.

После вечера Билис поднес Цветаевой два экземпляра ее портрета — один в подарок, другой — с просьбой надписать.

Цветаева сделала следующую надпись:

Теперь уже нельзя сказать: «Нам остается только имя!»
Аарону Львовичу Билису — на память о тяжком (для него!) сеансе («смейтесь! смейтесь же!»)
Вечер 30-го мая 1931 г. Париж. Марина Цветаева

Экземпляр портрета, подаренный Цветаевой художником, сохранился в ее архиве и был воспроизведен в издании «Библиотеки поэта».

До конца жизни А.Л. Билис жил во Франции, был сценографом «Комеди Франсэз», сотрудничал с газетой «Ле Монд» и другими печатными изданиями. В годы Второй мировой войны скрывался от нацистов на юге. Умер в 1971 г. во время поездки в Португалию на выставку своих работ. Похорен в Париже.

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Павел Милюков. 1931

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

  Николай Бердяев. 1931

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Лев Шестов. 1931

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Марк Алданов. 1931

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Алексей Ремизов. 1931

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Константин Бальмонт. 1932

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Иван Билибин. 1929

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса

Сергей Прокофьев. 1930

Из: Livejournal

Источник

Русская эмиграция в портретах Аарона Билиса
Adblock
detector