Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажа

22.08.201816:03

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажа

Картина «Грачи прилетели» — настоящий символ русской природы. Ее автора, Алексея Саврасова, искусствоведы называют отцом отечественного пейзажа, но знакомство обывателей с его творчеством обычно ограничивается только этим полотном. Так сложилось, что работы Саврасова пришлись не ко времени, и от художника, всем сердцем влюбленного в красоту природы, отвернулись разом все критики. От него требовали обратить внимание на серьезные социальные проблемы, но вместо этого он год за годом запечатлевал очарование зимнего сна природы и таинство ее весеннего пробуждения.

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871

Весна была излюбленным временем года Алексея Саврасова. Как только начинал сходить снег, он тут же брался за работу, ощущая, как его душа ликовала. Своих учеников он призывал писать много и без устали, веря, что именно весной у человека, как и у природы, есть силы для возрождения.

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Повеяло весной. 1890-е

Многие критики называли Саврасова художником одной картины. Часто можно встретить мнение, что «Грачи» стали едва ли не единственным шедевром мастера. Написав полотно, он впредь якобы не создал ничего значимого, и оттого — запил. А чтобы найти деньги на пропитание, делал копии картины и продавал за копейки.

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Радуга. 1875

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Зимний пейзаж, оттепель. 1890-е

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Рожь.1881

На самом деле Алексей Саврасов пристрастился к выпивке уже после 50 лет, а до этого он занимался живописью достаточно продуктивно. Он воспитал не одно поколение учеников, став наставником, в частности, для Исаака Левитана, Михаила Нестерова и других.

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Дворик, зима. 1870-е

Саврасов с детства проявлял талант к рисованию, но отец, занимавшийся торговлей, не был в восторге от увлечения сына. Правда, когда Алеша стал бойко продавать свои юношеские зарисовки гуашью и зарабатывать сносные деньги, отношение его смягчилось. Заработок позволил Саврасову в 14 лет поступить на учебу в художественное училище, за которое он сам вносил плату. На старте Саврасов сделал блестящую карьеру, уже к 24 годам он получил звание академика, и крупные издания наперебой хвалили его картины.

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Лунная ночь. Пейзаж с костром. 1880-1890-е

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру. 1852

Критика отвернулась от Саврасова в тот момент, когда на художественную арену вышли Репин, Перов и другие художники, чьи картины были полны обличительного пафоса. Лирика саврасовского пейзажа стала попросту никому не нужна. Алексей Саврасов продолжал писать, но резкая критика сломила его. Утешение он нашел в алкоголе, и на закате своей жизни стал вновь зарабатывать себе на жизнь «перерисовыванием» «Грачей». Стоимость их не превышала трех рублей за штуку.

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Закат. 1870-е

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажаАлексей Саврасов. Распутица. 1894

Из: Fresher

Источник

Гений одной картины: трагическая судьба родоначальника русского пейзажа
Adblock
detector