Невротическое чувство вины как защитный механизм психики

22.08.201815:13


							Невротическое чувство вины как защитный механизм психики

Если вы чувствуете себя виноватым, совсем не обязательно, что вы сделали что-то плохое. Иногда наша психика включает защитные механизмы и появляется вина невротическая, призванная защитить нас от чего-то. В этой статье мы разберем, как работают защитные механизмы, зачем они нужны и как их ослабить.


							Невротическое чувство вины как защитный механизм психики						НАСЛЕДИЕ ДЕДУШКИ ФРЕЙДА 
							Невротическое чувство вины как защитный механизм психики

На протяжении истории психологии подходы к пониманию вины отличались. Например, Зигмунд Фрейд понимал вину как тревогу человека, зависимого от общества. Маленький ребенок сталкивается с этим чувством, когда совершает проступок, за который родители его могут наказать или лишить своей любви.

Особенно когда родитель сам говорит: «Я тебя перестану любить, если ты не сделаешь то-то… будешь вести себя так-то…» В этот момент ребенок испытывает сильную тревогу, страх, потому что родители для него – это весь его мир, почти боги. И лишиться родительской любви – значит потерять все. И вот ребенок начинает испытывать вину, меняться, подстраиваться под родителей, становится более удобным и правильным, он делает то, что ему скажут, и не делает того, что ему запрещают.

Уже взрослым человеком он испытывает ту же тревогу, попадая в ситуации, когда он что-то сделал не так. И приравнивает эту тревогу к чувству вины. Он все еще боится, что его лишат любви или сделают что-то плохое. Поэтому ему нужно срочно измениться, подстроиться под окружающий мир.

Этот подход к вине был очень распространен, и до сих пор многие так и определяют вину.

ТО, О ЧЕМ ГОВОРИТ ФРЕЙД, – ВИНА НЕВРОТИЧЕСКАЯ. ОНА ОСНОВАНА НА СТРАХЕ ЛИШЕНИЯ ЛЮБВИ И СТРАХЕ НАКАЗАНИЯ.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД 
							Невротическое чувство вины как защитный механизм психики

С точки зрения экзистенциальной психологии подлинная вина заложена в человеке с рождения. И базируется она не на страхе, а на любви. Когда мы испытываем подлинную, настоящую вину, мы боимся, как правило, не за себя, не за то, что нас лишат любви или безопасности, мы тревожимся за что-то, что нам дорого.

Для примера возьмем две ситуации.

В первом случае вы опаздываете на встречу с руководителем. Вы мучаетесь, переживаете, ожидаете от него недовольства и, может быть, какого-то выговора. Вы приезжаете и судорожно начинаете просить прощения. Вы думаете, что испытываете вину. Но начальник вам не дорог, и боитесь вы осуждения или того, что опоздание повлечет за собой какие-то последствия. В общем, боитесь вы за себя, за свою безопасность. Это невротическая вина.

Во втором случае вы опаздываете к больной маме. Она вам дорога, вы ее любите и не хотите опоздать, чтобы она не переживала. Вас никто не осудит, когда вы наконец придете, никто не лишит любви и безопасности, но вы ощущаете вину за то, что заставили ее ждать. Вы беспокоитесь не за себя, не за свою безопасность, а за другого человека. И именно это отличает подлинную вину от невротической.

ЗАЧЕМ НУЖНА НЕВРОТИЧЕСКАЯ ВИНА 
							Невротическое чувство вины как защитный механизм психики

Для начала неплохо бы разобраться в том, зачем нашей психике вообще нужны неврозы. Процитирую известного психотерапевта А. Е. Алексейчика: «Невротик видит мир через мутное стекло». Что это значит? Человек с неврозом не хочет видеть реальность такой, какая она есть. Ему страшно. И тогда он создает (неосознанно, конечно) свою реальность.

Возьмем одну из видов невротической вины – вину, вызванную неврозом ответственности. Она появляется тогда, когда мы берем на себя чужую ответственность, потому что отдать ее тому, кому она действительно принадлежит, нам почему-то очень страшно.

К примеру, есть мама и сын. Мама очень хочет, чтобы сын поступил в университет, нанимает ему репетиторов и тщательно следит за его успехами. Но тут ей нужно уехать в командировку и сын на какое-то время остается один. Мама приезжает, а сын (который выше ее уже на две головы) провалил экзамены и не поступил. И мама чувствует себя виноватой. Что же она натворила? Надо было сидеть дома и следить за ребенком! Тут можно было сказать, что она переживает за дорогого ей человека и вина настоящая, но не все так просто.

Мама защищает ребенка, но в каком смысле? Она как бы говорит себе: «Ребенок-то у меня хороший, это я виновата, что не уследила». Если ребенок у нее хороший, то и она сама хорошая мать. Получается такой парадокс. Защищает она все-таки себя.

Или, допустим, она может бояться поверить в то, что сын уже взрослый, несет ответственность, а значит, как мать она не нужна. Ей тяжело это принять, поверить и увидеть эту реальность, и она защищает себя.

Бывают случаи, когда мы перекладываем ответственность на других. Когда умирает дорогой человек, иногда родственники начинают обвинять врачей. Бывает, врачи действительно виноваты, бывает, что нет. Просто болезнь взяла свое.

Но если я никого не обвиню, то как я смогу жить дальше? Мне придется увидеть, что мир несправедлив, любимые люди умирают. Это тяжело и страшно, и с этим ничего нельзя сделать. Но если я обвиню врачей, то все сразу станет нормальным. Это не мир плохой, это конкретные врачи не справились. А так мир хороший и справедливый.

ПРИЧИНЫ САМОБИЧЕВАНИЯ 
							Невротическое чувство вины как защитный механизм психики

Есть еще один распространенный вид невротической вины – вина как сливной канал. Она возникает, например, в ситуации, когда человеку сделали больно или его разозлили, а отреагировать в этой ситуации он не смог. Не успел, момент был упущен, постеснялся. Вариантов может быть масса.

Но в человеке кипит огромная негативная энергия, и ей нужно куда-то деться. И он направляет ее на себя. Начинаются самообвинения, человек начинает себя морально уничтожать. Эти самообвинения на самом деле агрессия на себя. Для чего это нужно? Легче выплеснуть куда-то негативную энергию, чем остаться с ней, пусть даже в итоге пострадаешь от нее ты сам. Но именно на себя ее направить бывает проще всего.

КАК РАСПОЗНАТЬ?

Защита от реальности объединяет все виды невротической вины. Они работают на нас, но при этом зачастую с очень крупными жертвами. Иногда невротическая вина может довести до самоубийства или смерти. Вспомните классическое произведение Чехова «Смерть чиновника». Невротическая вина Ивана Червякова была так ничтожна, но так его мучила, что он пришел домой и умер.

Интересно в невротической вине и то, что окружающие вообще могут не обвинять ни в чем человека. Но ему кажется, что его все винят, что его сейчас просто распнут и надо спасаться немедленно.

Отличить невротическую вину от подлинной иногда можно по тому, куда направлен мой взгляд. Если я смотрю в себя, я сосредоточен на себе, то речь, скорее всего, идет о невротической вине. А если я думаю в первую очередь о другом, тревожусь за другого, то скорее речь идет о настоящей, подлинной вине.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ВИНЫ 
							Невротическое чувство вины как защитный механизм психики

Часто невротическая вина служит защитой человека от травмирующих обстоятельств. Поэтому если человек интенсивно сопротивляется, рушить эти защиты слишком старательно не стоит. Надо разбираться с тревогой.  Если получится облегчить тревогу, от которой человек так яростно отбивается, то тогда и невротическая вина уйдет.

ПУТЬ ПСИХОТЕРАПИИ И САМОАНАЛИЗА ВЕДЕТ К СОСТОЯНИЮ БОЛЬШЕЙ ОСОЗНАННОСТИ. ОСОЗНАННОСТЬ ДОБАВЛЯЕТ СИЛ ДЛЯ БОРЬБЫ С ТРЕВОГОЙ И СТРАХАМИ.

И соответственно, защита становится не столь важной. Но избавиться от невротической вины совсем не получится. Этой вины нет только у глубоко самодостаточных людей, которые в чем-то нашли сильную опору.

Автор: Марина Сульдина, психолог

Источник

Невротическое чувство вины как защитный механизм психики
Adblock
detector